Ронен Авихиль - иерусалимский шеф-повар, за плечами которого несколько десятилетий работы на кухнях ведущих ресторанов и отелей. Он давно раздумывал над проблемой, хорошо известной многим родителям: каждый раз, когда он подавал детям блюдо с жареным луком, они вылавливали кусочки лука и выбрасывали их.
И тогда Ронену пришла в голову идея принципального нового типа масла - лукового. То есть со вкусом и запахом лука, но без его кусочков. До сих пор никто решался производить луковое масло из-за непреодолимой технической трудности: лук карамелизуется при температуре 160 градусов, а масло начинает окисляться уже при 100.
Но Ронена это не смутило. Он потратил несколько лет на эксперименты, пока не добился желаемого результата: масла со вкусом жареного лука. Свои опыты повар проводил на домашней кухне, которую превратил в настоящую лабораторию.
Он советовался с технологами пищевого производства, но те лишь отговаривали его от "напрасного занятия" и объясняли, почему его затея невозможна. Тогда Ронен на собственные сбережения оборудовал кухню всем необходимым для экспериментов, и приступил к делу.
В итоге ему удалось создать луковое масло и запатентовать способ его производства. Но теперь, когда крупные производители стали проявлять интерес к его продукту, Ронен решил не продавать патент, а сохранить рецепт в своих руках.
Он начал кампанию по сбору средств для массового производства своего уникального масла.
"Вдохновением для меня послужили мои собственные дети, которые отказывались есть лук. 25 лет я готовлю, и любое блюдо начинается с обжаривания лука. Но мои отпрыски умудрялись выудить кусочки лука даже из птитим (израильская разновидность мелких макаронных изделий).
И тут я понял: вкус лука, впитавшегося в пасту, им нравится – а вот консистенция нет. Это произошло 8 лет назад, и именно тогда я понял, что это важная мысль".
Тогда Ронен взял лук, мелко его нарезал, обжарил в каноловом масле около часа, пока лук не стал коричневым. Затем процедил масло и уже на нем приготовил детям блюда. И догадайтесь, что произошло – они попросили добавки.
А вот дальше начались сложности: Авихиль решил получить разрешение от минздрава на производство лукового масла, но там ему сказали, что такой продукт не зарегистрирован в Израиле, поэтому нужно обратиться в лабораторию за специальным разрешением.
Там Ронену объяснили, что даже каноловое масло при жарке окисляется выше нормы, и что даже крупные производители, производившие эксперименты, не сумели достичь оптимальных результатов.
"Два года я экспериментировал и потратил на это все свои сбережения. Четыре пищевых технолога, работавшие со мной, отказались от сотрудничества, не веря в результат. В какой-то момент я понял, где кроется ошибка, исправил ее и послал масло на экспертизу.
Оказалось, что оно достигло 3,6% окисления – это оптимальный показатель, и мне порекомендовали немедленно запатентовать его".Для патента Ронену пришлось бы подробно указать все процессы производства масла, и он побоялся, что его изобретение могут украсть.
Знакомый адвокат дал ему совет: "Будь как "Кока-Кола": сохрани свой секрет и открывай собственное производство".По словам Авихиля, известный шеф Меир Адони пришел в восторг от его масла и посоветовал повару обратиться с изобретением к крупным компаниям.
"Я встречался с Nestle и Unilever, но они предложили мне всего 3% от общего дохода. Это крохи, я не согласился. Адони сказал, что к себе в ресторан он такое масло не возьмет, но домашние кулинары будут счастливы его приобрести".
- Сколько средств уже удалось собрать?
- Я только начал сбор средств, но уверен, что все пройдет успешно.
Это первый продукт в своем роде в мире, проблема лишь в том, что на данный момент его нельзя попробовать. При этом такое масло – наилучший заменитель сливочного масла для всех, кто соблюдает кашрут, не говоря уже о простоте готовки на нем.
Не нужно чистить лук, резать и плакать, отмывать плиту от масла после жарки – лишь добавить ложку масла в конце приготовления, и все.
Авихиль планирует продавать масло не только в Израиле. Ему удалось заинтересовать своим продуктом крупного производителя канолового масла из Канады. "Он сказал, что мне стоит открыть завод в Канаде и зарабатывать по-крупному, вместо мелких доходов от израильского рынка.
В Израиле у самой крупной сети супермаркетов есть, допустим, 250 магазинов. А в Канаде есть четыре сети, и у самой маленькой из них – 7000 магазинов. Пока что мощность моего производства – 100 литров лукового масла. Когда я смогу производить 1000 литров, я научусь производить и 100.000. Моя цель – обеспечить таким маслом каждый израильский дом и затем открыть заводы за границей".
Шеф-повар в Израиле придумал принципиальное новое растительное масло